23 января 2025
Дмитрий Савельев за шесть лет сменил семь специальностей в метро. А теперь раскрывает студентам нюансы разных профессий
Дмитрий Савельев – командир Студенческого отряда Центра профессионального развития молодёжи Московского транспорта Корпоративного университета Транспортного комплекса. Прочитать лекцию о любой профессии Московского транспорта и простым языком объяснить сложные вещи – это к нему. Мы попросили его рассказать нам свою историю.
Мой стиль – неформальный и свободный. Нужно быть на одной волне с молодёжью. Моя аудитория – студенты, которые только выбирают работодателя, и те, кто уже пришёл к нам в Корпоративный университет с намерением стать сотрудником Московского транспорта. Для них мы с коллегами устраиваем велком-встречи. Общаемся, объясняем, какие есть варианты развития карьеры, каковы условия работы, сроки обучения и многое другое. Также рассказываем про корпоративную культуру. Например, про Самодеятельный театр «Метро», Академический хор, спортивные секции, Клубы реконструкторов, реставраторов и так далее. Мой любимый момент в общении – рассказ о карьерных треках. Я называю это карьерным эскалатором, потому что можно очень быстро добиться высоких показателей.
История моей дружбы с метрополитеном весьма комична. В детстве я боялся метро – шумно, поезда грохочут. Всегда говорил, что вырасту, куплю машину и никогда в жизни под землю не спущусь. В итоге сработало в обратную сторону.
В 14 лет увлёкся компьютерной игрой-симулятором, где работаешь машинистом метро. Общался онлайн с сотрудниками метрополитена. Они рассказывали о работе машинистов, движенцев, путейцев. Стало интересно, читал техническую документацию, доступную в интернете. Появилось желание работать в метро.
Учиться начинал на дизайнера, но переиграл и поступил в Российский университет транспорта. По иронии судьбы, изначально я решил зайти через Студенческий отряд, чтобы ещё и подработать, но на тот момент подходящей вакансии не нашёл.
В феврале 2019 года устроился инспектором в Центр обеспечения мобильности пассажиров. Проработал полтора года. Захотелось поближе к технике. Мне пошли навстречу и перевели в Службу движения на должность оператора при дежурном станционного поста централизации (ДСЦП) станции «Новоясеневская». Но сначала нужно было отучиться на курсах два месяца. Так началась новая глава в моей жизни. Занимались дистанционно, трудностей не было. Напротив, я даже помогал одногруппникам: старался объяснить всё простым языком. Видимо, уже тогда зарождались навыки для будущих лекций.
Потом захотелось большего. Меня направили на курсы повышения квалификации, которые я окончил с грамотой на «отлично». Проработал на станции «Медведково» в должности уже ДСЦП. Потом поставили исполнять обязанности начальника станции. Было тяжело. Я ещё не был морально готов. Вернулся на прежнюю должность.
Позже работал на «Свиблово». Непростое место. Там нестандартное путевое развитие по сравнению с шестистрелочной станцией с тупиками. Плюс ты следишь ещё за «Бабушкинской», потому что поезда в депо уходят не через твою станцию, а оттуда. Но опыт отличный.
Следующий шаг – диспетчерский участок Службы движения, круг Сокольнической линии. Здесь за короткий период я открыл для себя огромное количество новых аспектов работы метрополитена.
Спасибо всем, кто учил и дублировал меня: поездному диспетчеру Светлане Николаевне Красавиной-Стряпцевой, руководству 5-й дистанции движения в лице Динары Равильевны Баркиной и Татьяны Викторовны Швейкиной, всем сотрудникам станций «Новоясеневская», «Медведково» и «Свиблово», а также 7-му участку Центра обеспечения мобильности пассажиров. Я всегда буду помнить моих наставников.
В то время мой внутренний ребёнок успокоился. Тот 14-летний Дима, который мечтал увидеть метрополитен изнутри, многое опробовал лично. Я понял, что хотел бы делиться опытом. И в тот момент совпало, что я познакомился Ольгой Олеговной Новиковой, начальником Центра профессионального развития молодёжи Московского транспорта (ранее – Центр профориентации) – моим будущим руководителем.
Уже два года я работаю в Центре. Сначала проводил экскурсии на «Выставочной», по объектам инфраструктуры, в электродепо. Мне это нравится: сложная тема, которую надо «переводить». Например, люблю в игровой форме рассказывать про все показания и сочетания светофоров. Потом мне предложили повышение до командира Студенческого отряда Московского транспорта.
В феврале – шесть лет, как я в метрополитене. За это время я опробовал семь профессий. Если волею судьбы направят ещё куда-то, пускай. Значит, мои труды полезны и я не просто так вкладываю душу в работу – даже больше, чем в личную жизнь. Не мыслю себя без метрополитена.

Движение Студотряда в метрополитене появилось в 2015 году и развилось на весь Московский транспорт
ОБ ОТРЯДЕ
Студенческий отряд даёт возможность получить опыт работы в профессиональной сфере ещё на этапе обучения. Сюда устраиваются на массовые профессии Московского транспорта как на сезонную подработку, так на постоянной основе.
КАК ВСТУПИТЬ
Студенты заполняют заявление. Для этого можно отправить запрос на электронную почту: MM-studotryadKU@transport.mos.ru. Важно, чтобы человек был студентом, а не уже выпустился. И стандартные требования: быть совершеннолетним и пройти медкомиссию на те вакансии, для которых она предусмотрена. При соблюдении этих трёх пунктов дорога к трудоустройству всегда открыта. Важно также, что получить оплачиваемую практику в метрополитене с трудоустройством через Студенческий отряд можно только при наличии вакансий по профилю подготовки в учебном заведении. Если рассматривать временную работу, то чаще всего ребята трудоустраиваются на летние каникулы или на период практики от учебного заведения. Если студент учится очно- заочно или заочно, он может работать на постоянной основе. К нам в год приходит более 500 человек. Около 20% остаются в постоянном штате. Я считаю, что это хорошая цифра, учитывая, что это люди, которые совмещают работу и учёбу.
ЗАРПЛАТА И ПРИВИЛЕГИИ
Такая же, как у действующих работников. Много и других плюсов. Например, сотрудник метрополитена, который отработал календарный год, получает плюс 10% к окладу. А студентам, которые официально устроены через отряд, проценты начислят после трёх месяцев. Также мы не забываем отдыхать и развиваться. Проводим мероприятия на старте и на закрытии сезона. Выезды и встречи на разных площадках. Устраиваем квесты и командные состязания. Планы на весь 2025 год уже составил. Одно из первых крупных событий – День студента. Хотим провести его на Южном речном вокзале.
Узнай больше о вакансиях
