3 июля 2025
На счету каждый миллиметр: технические специалисты Московского метро о своей работе
Инженер 1-й категории Егор Сидоров ведёт тахеометрическую съёмку
По ночам на линии метрополитена выходят сотрудники габарито-обследовательского отдела Центра диагностики и мониторинга. В их арсенале инструменты, от рулетки до тахеометра, и габаритный вагон. Всё это позволяет выполнять разные работы по обеспечению безопасного движения поездов. Подразделение существует более 80 лет и берёт начало с геомаркшейдерской группы. Сегодня отдел расширяет спектр своих задач, осваивая новые направления. Но обо всём по порядку, и сначала немного углубимся в теорию.
Трио габаритов для безопасности перевозок
В метрополитене есть строгие требования к размерам тоннелей и станций, которые определяются тремя видами габаритов: подвижного состава, приближения строений и приближения оборудования. За их очертания не должны выходить никакие детали вагонов, части сооружений, светофоры, путевые знаки и другие объекты, иначе поезда рискуют встретиться с препятствием. Сотрудники отдела следят, чтобы все габариты соответствовали параметрам, определённым по ГОСТу, – ни один миллиметр не должен выступать за установленные им границы.
Единственный в метро габаритный вагон
Ежегодно по всем перегонам, станциям, тупикам, служебным веткам и раз в несколько лет по парковым путям проходит габаритный вагон. Он представляет собой катучий шаблон-индикатор, на котором установлены две контурные рамы со складными пластинами: при задевании какого-либо оборудования или строения они опрокидываются. В Московском метрополитене такой один. Выпущен в 1957 году, девять лет назад прошёл капитальный ремонт с заменой кабины. «Следим за ним, заботимся, – делится начальник вагона Алексей Губанов, – а экипаж для меня как вторая семья».
За выявлением негабарита, преимущественно по верхнему очертанию, следит экипаж из девяти человек. Вместе с ним едут представители различных служб, ответственные за тот или иной участок по маршруту следования. Вагон передвигается с помощью мотовоза со скоростью 5–15 км/ч, но тут же останавливается, если выявлены нарушения. Сотрудники определяют точное место и причины их возникновения и составляют акт.
Инженер-графист габарито-обследовательского отдела составляет план работ вагона. Ежеквартально его сверяют с графиками расстановок, промывок, работ смежных служб, после чего утверждают с руководителями Службы движения и Центра диагностики и мониторинга, главным и поездными диспетчерами, а также другими специалистами. Знаковым событием является выход габаритного вагона на новые участки метро перед их вводом в эксплуатацию – это означает, что по ним готовятся запустить пробный поезд.

Габаритный вагон в движении. Экипаж следит за рамами в передней и задней частях платформы (несколько сотрудников находятся за кадром). По центру сидят представители служб
Замеры от платформы до «хозяйки»
Контроль нижних очертаний габаритов в основном осуществляется инструментально с помощью специальных шаблонов. Во время плановых проверок бригады, к примеру, замеряют пороги гермоворот в тоннелях или бортовой камень платформ.
Также сотрудники выходят по заявкам для сопровождения работ по установке и замене оборудования, от камер до водопроводов, в зоне путей – без положительного заключения отдела размещение не будет согласовано. Не обходится без подразделения и на приёмках новых линий, станций, депо. А ещё хозяйственных единиц – их габариты тоже должны быть проверены перед вводом в эксплуатацию.
Не габаритом единым
Сотрудники отдела обладают навыками в области геодезии, в частности нивелированием и тахеометрической съёмкой. Благодаря этому, помимо контроля габаритов, подразделение следит ещё и за положением путей в плане и профиле, а недавно приступило к новому виду деятельности – геотехническому мониторингу в зонах влияния строительства на объекты метрополитена.
Иногда бригады помогают коллегам на трамвайных линиях во время обновления путей. Более того, отдел был привлечён к строительству разворотного кольца для трамваев на Рижской площади – подобный проект Московский метрополитен впервые реализует своими силами.
К слову, подразделение живёт не только ночью: собранные замеры передают на камеральную обработку в дневную смену. Там данные проверяют, а все замечания направляют в соответствующие службы для устранения. Кстати, работы на парковых и деповских путях тоже проводят днём, потому что напряжение там снимают в это время суток.

Мария Савченко, замерщик на топографогеодезических и маркшейдерских работах 5-го разряда и автор этого текста
Растёт метро – растёт отдел
«Сейчас в отделе числятся 100 человек. Есть старожилы – те, кто трудится здесь уже более 30 и даже 40 лет. Ещё у нас много молодёжи, как выпускников вузов и колледжей, так и студентов. Что приятно, многие из них приходят вслед за товарищами. Если рекомендуют идти сюда, значит, работа нравится», – рассказывает начальник габарито обследовательского отдела Константин Захлевный.
Он отмечает, что коллектив продолжит расширяться в связи со строительством новых линий. Активно развивается направление геодезическо-маркшейдерских работ – то самое, с которого началась история подразделения. Недавно в штате появился главный маркшейдер.
Знаете, какая информация указана на пикетажных таблицах, которые висят вдоль путей?
Для начала сами пикеты – отметки расстояний, которые служат основным ориентиром местоположения. За нулевую точку обычно принимается условная середина линии, в каждую сторону идёт свой отсчёт. Также на таблицах пишут проектные значения реперных расстояний и возвышений одного рельса над другим. Габарито-обследовательский отдел в работе пользуется всеми этими данными.
Заполняйте анкету, чтобы стать частью команды транспорта. Подробнее о вакансиях и обучении можно узнать:
— у чат-бота Александра;
— по телефонам: 8(800)220-22-02, 8(495)622-22-22
Узнай больше о вакансиях
